Всем Добрейшего времени суток и приятного времяпровождения на моем сайте.
Продолжу знакомить Вас с моими хитростями при постановке звука Р — твердого.
На предыдущей страничке я вам не сказала что этим упражнениям нужно уделить ровно столько времени или дней, пока ваш ребенок не научится делать это как говорится, запросто и правильно.
Как только вы увидели что он готов, можно переводить его на лёгкие слова.
Это слова, которые начинаются со слога дра.
Например:
Хочу напомнить, мы объясняем ребенку, что твое ддддда со щёточкой у тебя во рту как раз и слышится правильное дрррра.
Но пока что мы с тобой учимся, мы будем пользоваться вспомогательными слогами
ДДДДА
ДДДДЫ
ДДДДЭ
И с нашим главным помощником — палочкой-выручалочкой ( бывшей твоей щёточкой).
И даём ребенку по слогам эти слова.
Сначало эти слова должны быть такими, чтобы в начале слова или в конце были в основном слоги:
ДДДДА
ДДДДЭ
ДДДДЫ и другие.
И желательно ударными. Ребенку легче на ударном слоге на выдохе сказать правильно ДДДДА В СЛОВЕ.
Вот эти слова.
Другие брать не нужно. Этих достаточно.
Помогаем ребенку щёточкой постоянно поднимать язычок на бугорочки за верхними зубками.
Ребенок слышит и запоминает в каких словах звучит правильный звук Ррррр.
ДДДДА — коша
ДДДДА — ка
Как водитель заводит свой старый грузовик спереди специальной железной палкой, видел?
Что мы слышим пока он заводится?
ДДДДЫН
ДДДДЫН
ДДДДЫН
Все со щеткой под кончиком языка и главное в момент ддддда
Дддддэ и ддддды
А потом ругается:
ДДДДДЫН — ДУЛЕТ !!!
ПУУУУ — ДДДДА
ВЫЫЫ — ДДДДА
ЭСКАА — ДДДДА
Тоже со щеткой под кончиком языка! Все слова на выдохе!
Ребенку даём инструкции постоянно:
Скажи Громко и Кратко!
ДДДДА
Ддддд — продолжительное и как можно быстрее и быстрее с каждым разом и главное с Усиленным Выдохом!
Ткань для осеннего пальто называется
ДДДДАП
А мальчишки когда испугались кого-то про них в народе говорят:
Ой, как они
ДДДА — ПАЮТ !!!
Только пятки
СВЕДДДД — КАЮТ !
Что пятки делают? ( Постоянно со щеткой во рту- под кончиком широкого языка)
СВЕДДД — КАЮТ
СВЕДДД — КАЮТ
Огонньки на ёлке тоже?
СВЕДДД — КАЮТ
КАДДД — ТОШКА
КАДДД — ТИНА
КАДДД — ТОНКА
И маленькая собачонка!
А Ты Помнишь 2 последних слова,
Это же рифма из одного стихотворения!
Ты помнишь такое?
Картинка, картонка
И маленькая собачонка!
Даём ребенку хорошие эмоции, игровые моменты, но так, чтобы он не ушел от темы.
Он должен передохнуть между тремя упражнениями.
Попить глоточка два теплого чая, если надо и больше.
Смотрите по ходу занятия.
Главное, не переусердствуйте в первый раз.
Иначе совсем отобьете у ребенка охоту заниматься с вами.
Нужен к каждому индивидуальный
подход.
Прогоним кошку со стола.
Ух ты какая!
Только колбаску на стол положили, а она тут-как-тут!
БДДДДЫСЬ !
БДДДДЫСЬ !
БДДДДЫСЬ !
Ты мой
БДДДА -ТИК !
БДДДААА — ТИШКА
ПОКАЖИ И СКАЖИ КАК Я,
КАК ЛЯГУШКА ПДДДЫГАЕТ?
( Помним, где ПДДДА, ПДДДЫ, БДДДА, БДДДЫ и т .п. везде со щёточкой под кончиком языка )
Со мной вместе.
Я
ПДДЫК-ПДДЫК
И ты со щёточкой во рту и со мной хором или после меня:
Я — ПДДДЫК ПДДДЫК
И ЛАДОШКОЙ ПО КОЛЕНОЧКЕ ПУСТЬ ПОКАЗЫВАЕТ КАК ЛЯГУШКА ПРЫГАЕТ.
Он — ПДДДЫК ПДДДЫК
А я помогаю язычку встать и держаться на бугорочках за ерхними зубами.
Спрашиваем,
Как передвигается лягушка?
И даю образец:
ПДДДЫ — ГАЕТ
Теперь ты повтори:
ПДДДЫ — ГАЕТ
Молодец!
Умничка!
ПДДДЫГ
ПДДДЫГ
ПДДДЫГ
ПДДДДЫ — ГАЕТ !
Молодец!
Отлично получается!
Лучше всех детей!
Давай повторим несколько раз как лягушка прыгает по твоей ноге.
Помогаем ребенку ладошкой синхронно пропрыгать по
коленочке вместе с вашей рукой синхронно.
Сама показываю движение пальцами руки:
Сжать кулачок
И имитируя прыжок лягушки, прыгаю по ножке ребенка ( разжимая кулачок в полете, а сажусь на его ножку — пальцы в кулаке)
Ребенок охотно повторяет это движение. И говорит:
ПДДДЫК ПДДДЫК
Не всегда и не у всех детей получится.
Все завит от развития их моторики и двигательной активности.
Как правило — страдает речь, значит и страдает в основном моторика движений.
Моторика и речь взаимосвязаны!
Поэтому чаще давайте ребенку упражнения на развитие моторики движений рук, ног и развитие слуха.
Включаем музыку и под музыку
Делаем ритмичные движения руками и ногами.
Аналогично Просим Хлопать под музыку.
Или на определенном гласном звуке в слоге, в слове ( ударном гласном) , или в слове.(Подготовительная группа)
В логопедических детских садах это называется логоритмика.
Продолжим.
Имитируем движение лягушки по коленочке ребенка.
Вот как у нас лягушка прыгает!
ПДДДЫК
ПДДДЫК
ПДДДЫК
по своей ноге от бедра до коленки
Без щёточки,
А потом без игры, закрепляем это слово со щетками, повторяя слово несколько раз.
Если у ребенка хороший фонематический звук и он хорошо различает где
та та та, а где
да да да, и т п.
То пробуем ему дать слоги, где первый звук Т, К, П.
ТДДДА
ТДДДА
ТДДДА
ТДДДЫ
ТДДДЫ
ТДДДЫ
И слова с этими слогами.
ТДААА
ТДДДА
ТДДДА (со щеткой под языком)
ТДДДА — ВУШКА
ТДДДА — ВЫ
ТДДДА — ВА
ТДДДА — ПЛИН
ТДДДАП
ТДДДА — ЛЕЙБУС
Объясняю( трап бывает у самолёта, чтобы люди могли по трапу подняться до двери самолёта и сесть в него).
И самым внимательным и хорошо говорящим пробуем дать трудное слово с двумя звуками Р:
ТДДДАН — СПОДДДТ.
СПОДДД — ТИВНЫЙ
СПОДДД — ТАК
СПОДДДТ
Все со щетками медленно, по слогам и правильно, на выдохе и следим за расстоянием между верхними и нижними зубами.
Оно должно быть равное ширине пальчика ребенка или его щёточки.
ТДДДЫН
ТДДДЫН
ТДДДЫН
ТДДДЫН -ТДДДА — ВА
ДДДДА — ВА ( тоже помогаем щёточкой , в последнем слове говорим как слышим, а не как пишем — акаем)
Обязательно добиваться, чтобы ребенок повторял точь-в-точь за вами, а вы за мной.
Он ваш попугай!
Так ему и говорим:
Ты мой попугай!
Как я делаю так и ты должен стараться повторить так же как я.
Так же держим губы в улыбке, рот открываем на уровне своего указательного пальчика, зубы разомкнуты, им мы сказали
ЗАМРИ!
Почаще хвалим, но по делу.
И подбадривает ребенка!
О! Ты у меня сегодня большой молодец! Лучше всех детей сегодня занимаешься!
Так будешь продолжать, все призы будут твоими!
Вспоминаем короткие стихи, или часть их:
ТДДДА — ТАТА
ТДДДА -ТАТА
ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА!
ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ
Подметаем мы
Дво — ЗЗЗЗЫ
( Это ЗЗЗЫ со щёточкой мы так же плавно вставляем в слово дворы вместо Ры)
И плавно переходим на прямой слог.
Прошу ребенка произносить ольвеолярное,
долгое
ЖЖЖЖ или ЗЗЗЗЗЗ в ударных слогах и затем словах.
Ему говорю пожжужи пчелкой ( долгое жжжжжж) или поищи через верхние зубки комариком ( долгое ззззз), или ставят см томотологи пломбу в зубик и говорят, чуть подтвердить надо.
Какой там звук?
Показываю: ЗЗЗЗЗЗ, А потом так же переходим на слоги и слова на
ЗЗЗЗЗА. ЖЖЖЖЖА
В слогах со звуком з или ж так же делаю вибрацию щёточкой справа на лево:
зззззА
ЗззззззЭ
ЗззззЫ
ЖжжжА
ЖжжжжЭ
ЖжжжжЭ ( со щеткой под широким языком и на выдохе)
ЗЗЗЗА — ДУГА
ЗЗЗЗА — БОТА
ЗЗЗЗА — МАШКА
ЗЗЗЗА — КУШКА
И все со щеточками, на хорошем выдохе.
Соблюдаем расстояние между зубками, равное ширине указательного пальца самого ребенка.
Губы в улыбке.
Язык как парус поднят вверх и произносит долгое ЗЗЗЗЗА
на бугорочках.
Так же помогаем ребенку щёточкой в момент произнесения долгого Ззззз
На А щётку вынимаем.
Позанимались этими словами и слогами. Видите, что уже получается хорошо, начинаем вводить лёгкие стихи.
КАЗЗЗЗА — ВАЙ
КАЗЗЗЗА — ВАЙ
КОГО ЛЮБИШЬ
ВЫБИ — ЗЗЗАЙ !
Обязательно говорим со щеткой где нужно конечно, и по слогам.
Следим за артикуляцией и на выдохе в нужном нам слоге, эмоционально.
Чтоб ребенку было с вами интересно и даже иногда весело.
Даём небольшие словосочетания.
Если есть Папа говорим:
ПАПА НА ЗЗЗЗА — БОТЕ
КОТ НА ЗЗЗА — БОДДД ЗАЛЕЗ.
На многократном ЗЗЗЗА И БОДДД со щетками И Помним про усиленный выдох.
ЗЗЗЫБ -КА
ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ,
ЗЗЗЫБ -КЕ
ВЕСЕЛО
И — ГДДДАТЬ
ЗЗЗЫБ — КА
ЗЗЗЫБ — КА
ОЗАДДД — НИЦА
Я ХОЧУ ТЕБЯ
ПОЙМАТЬ.
ЗЗЗЫБ — КА СПИНКУ ИЗОГНУЛА,
КЗЗЗЗЗОШ — КУ
ХЛЕБНУЮ ВЗЯЛА.
ЗЗЗЫБ- КА
ХВОСТИКОМ МАХНУЛА,
ЗЗЗЫБ — КА
БЫС — ТДДДО
УПЛЫЛА!
В НУЖНЫХ СЛОГАХ СО ЩЕТОЧКАМИ.
В месте где в слове сразу два согласных рядом, у кого не получается или везде ддд,
Показываем саму букву Т.
Несколько раз ее произносим.
Ладошку держим на горлышке.
Видишь, горлышко при произнесении звуков ТТТ и
звука Т Спит. Не дрожит как при звонком звуке Д.
И просим изолированно произнести несколько раз сначала звук Т, ладошка ребенка на его горлышке. Потом Д.
Затем в слогах:
ТДДДА
ТДДДО
ТДДДЫ
ТДДДЭ
И затем в словах:
ТДДДАМ ПЛИН
ТДДАВ КА
ТДДДА — ВИНКА
ТДДДАН СПОДДДДТ
ТДДДАМ ВАЙ
ТДДДАМ ПЛИН
Если у ребенка не получается сразу
во всем тексте стихотворения произносить,
учитесь по частям произносить.
Сначало первое четверостишие, затем второе…
А если и так буксуете, то отрабатываем отдельно по нескольку раз каждое слово со звуком Р.
У каждого своя скорость в обучении.
Смотрим продолжение в следующей статье.