Постановка и автоматизация звука Р твердого в слогах и словах.

Всем Добрейшего времени суток и приятного времяпровождения на моем сайте.
Продолжу знакомить Вас с моими хитростями при постановке звука Р — твердого.

На предыдущей страничке я вам не сказала что этим упражнениям нужно уделить ровно столько времени или дней, пока ваш ребенок не научится делать это как говорится, запросто и правильно.

Как только вы увидели что он готов, можно переводить его на лёгкие слова.

Это слова, которые начинаются со слога дра.

Например:

Хочу напомнить, мы объясняем ребенку, что твое ддддда со щёточкой у тебя во рту как раз и слышится правильное дрррра.

Но пока что мы с тобой учимся, мы будем пользоваться вспомогательными слогами
ДДДДА
ДДДДЫ
ДДДДЭ
И с нашим главным помощником — палочкой-выручалочкой ( бывшей твоей щёточкой).

И даём ребенку по слогам эти слова.

Сначало эти слова должны быть такими, чтобы в начале слова или в конце были в основном слоги:
ДДДДА
ДДДДЭ
ДДДДЫ и другие.

И желательно ударными. Ребенку легче на ударном слоге на выдохе сказать правильно ДДДДА В СЛОВЕ.

Вот эти слова.
Другие брать не нужно. Этих достаточно.

Помогаем ребенку щёточкой постоянно поднимать язычок на бугорочки за верхними зубками.

Ребенок слышит и запоминает в каких словах звучит правильный звук Ррррр.

ДДДДА — коша

ДДДДА — ка

Как водитель заводит свой старый грузовик спереди специальной железной палкой, видел?

Что мы слышим пока он заводится?

ДДДДЫН

ДДДДЫН

ДДДДЫН

Все со щеткой под кончиком языка и главное в момент ддддда

Дддддэ и   ддддды

А потом ругается:
ДДДДДЫН — ДУЛЕТ !!!

ПУУУУ — ДДДДА
ВЫЫЫ — ДДДДА
ЭСКАА — ДДДДА

Тоже со щеткой под кончиком языка! Все слова на выдохе!

Ребенку даём инструкции постоянно:

Скажи Громко и Кратко!

ДДДДА

Ддддд — продолжительное и как можно быстрее и быстрее с каждым разом и главное с Усиленным Выдохом!

Ткань для осеннего пальто называется
ДДДДАП

А мальчишки когда испугались кого-то про них в народе говорят:
Ой, как они
ДДДА — ПАЮТ !!!
Только пятки
СВЕДДДД — КАЮТ !

Что пятки делают? ( Постоянно со щеткой во рту- под кончиком широкого языка)
СВЕДДД — КАЮТ
СВЕДДД — КАЮТ
Огонньки на ёлке тоже?
СВЕДДД — КАЮТ
КАДДД — ТОШКА
КАДДД — ТИНА
КАДДД — ТОНКА
И маленькая собачонка!
А Ты Помнишь 2 последних слова,

Это же рифма из одного стихотворения!

Ты помнишь такое?

Картинка, картонка

И маленькая собачонка!

Даём ребенку хорошие эмоции, игровые моменты, но так, чтобы он не ушел от темы.

Он должен передохнуть между тремя упражнениями.
Попить глоточка два теплого чая, если надо и больше.

Смотрите по ходу занятия.

Главное, не переусердствуйте в первый раз.

Иначе совсем отобьете у ребенка охоту заниматься с вами.

Нужен к каждому индивидуальный
подход.

Прогоним кошку со стола.
Ух ты какая!
Только колбаску на стол положили, а она тут-как-тут!

БДДДДЫСЬ !
БДДДДЫСЬ !
БДДДДЫСЬ !

Ты мой
БДДДА -ТИК !
БДДДААА — ТИШКА

ПОКАЖИ И СКАЖИ КАК Я,
КАК ЛЯГУШКА ПДДДЫГАЕТ?

( Помним, где ПДДДА, ПДДДЫ, БДДДА, БДДДЫ и т .п. везде со щёточкой под кончиком языка )

Со мной вместе.

Я
ПДДЫК-ПДДЫК
И ты со щёточкой во рту и со мной хором или после меня:
Я — ПДДДЫК  ПДДДЫК
И ЛАДОШКОЙ ПО КОЛЕНОЧКЕ ПУСТЬ ПОКАЗЫВАЕТ КАК ЛЯГУШКА ПРЫГАЕТ.

Он — ПДДДЫК  ПДДДЫК

А я помогаю язычку встать и держаться  на бугорочках за ерхними зубами.

Спрашиваем,
Как передвигается лягушка?
И даю образец:
ПДДДЫ — ГАЕТ
Теперь ты повтори:
ПДДДЫ — ГАЕТ
Молодец!
Умничка!
ПДДДЫГ
ПДДДЫГ
ПДДДЫГ
ПДДДДЫ — ГАЕТ !

Молодец!

Отлично получается!

Лучше всех детей!

Давай повторим несколько раз как лягушка прыгает по твоей ноге.

Помогаем ребенку ладошкой синхронно пропрыгать  по
коленочке вместе с вашей рукой синхронно.
Сама показываю движение пальцами руки:
Сжать кулачок
И имитируя прыжок лягушки, прыгаю по ножке ребенка ( разжимая кулачок в полете, а сажусь на его ножку — пальцы в кулаке)
Ребенок охотно повторяет это движение. И говорит:

ПДДДЫК  ПДДДЫК

Не всегда и не у всех детей получится.

Все завит от развития их моторики и двигательной активности.

Как правило — страдает речь, значит и страдает в основном моторика движений.

Моторика и речь взаимосвязаны!

Поэтому чаще давайте ребенку упражнения на развитие моторики  движений рук, ног и  развитие слуха.

Включаем музыку и под музыку

Делаем ритмичные движения руками и ногами.

Аналогично Просим Хлопать под музыку.

Или на определенном гласном звуке в слоге, в слове ( ударном гласном) , или в слове.(Подготовительная группа)

В логопедических детских садах это называется логоритмика.

Продолжим.

Имитируем движение лягушки по коленочке ребенка.

Вот как у нас лягушка прыгает!

ПДДДЫК
ПДДДЫК
ПДДДЫК
по своей ноге от бедра до коленки
Без щёточки,

А потом без игры, закрепляем это слово со щетками, повторяя слово несколько раз.

Если у ребенка хороший фонематический звук и он хорошо различает где
та та та, а где
да да да, и т п.

То пробуем ему дать слоги, где первый звук Т, К, П.

ТДДДА
ТДДДА
ТДДДА

ТДДДЫ
ТДДДЫ
ТДДДЫ

И слова с этими слогами.

ТДААА
ТДДДА
ТДДДА (со щеткой под языком)
ТДДДА — ВУШКА
ТДДДА — ВЫ
ТДДДА — ВА
ТДДДА — ПЛИН
ТДДДАП

ТДДДА — ЛЕЙБУС

Объясняю( трап бывает у самолёта, чтобы люди могли по трапу подняться до двери самолёта и сесть в него).
И самым внимательным и хорошо говорящим пробуем дать трудное слово с двумя звуками Р:
ТДДДАН — СПОДДДТ.
СПОДДД — ТИВНЫЙ
СПОДДД — ТАК
СПОДДДТ

Все со щетками медленно, по слогам и правильно, на выдохе и следим за расстоянием между верхними и нижними  зубами.

Оно должно быть равное ширине пальчика ребенка или его щёточки.

ТДДДЫН
ТДДДЫН
ТДДДЫН
ТДДДЫН -ТДДДА — ВА
ДДДДА — ВА ( тоже помогаем щёточкой , в последнем слове говорим как слышим, а не как пишем — акаем)
Обязательно добиваться, чтобы ребенок повторял точь-в-точь за вами, а вы за мной.
Он ваш попугай!

Так ему и говорим:
Ты мой попугай!
Как я делаю так и ты должен стараться повторить так же как  я.

Так же держим губы в улыбке, рот открываем на уровне своего указательного пальчика, зубы разомкнуты, им мы сказали

ЗАМРИ!

Почаще хвалим, но по делу.
И подбадривает ребенка!

О! Ты у меня сегодня большой молодец! Лучше всех детей сегодня занимаешься!

Так будешь продолжать, все призы будут твоими!

Вспоминаем короткие стихи, или часть их:

ТДДДА — ТАТА
ТДДДА -ТАТА
ВЫШЛА КОШКА ЗА КОТА!

ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ

ДДДЫ
ДДДЫ
ДДДЫ
Подметаем мы
Дво — ЗЗЗЗЫ

( Это ЗЗЗЫ со щёточкой мы так же плавно вставляем в слово дворы вместо Ры)

И плавно переходим на прямой слог.

Прошу ребенка произносить ольвеолярное,
долгое
ЖЖЖЖ или ЗЗЗЗЗЗ в ударных слогах и затем словах.

Ему говорю пожжужи пчелкой ( долгое жжжжжж) или поищи через верхние зубки комариком ( долгое ззззз), или ставят см томотологи пломбу в зубик и говорят, чуть подтвердить надо.

Какой там звук?

Показываю: ЗЗЗЗЗЗ, А потом так же переходим на слоги и слова на

ЗЗЗЗЗА. ЖЖЖЖЖА

В слогах со звуком з или ж так же делаю вибрацию щёточкой справа на лево:

зззззА

ЗззззззЭ

ЗззззЫ

ЖжжжА

ЖжжжжЭ

ЖжжжжЭ ( со щеткой под широким языком и на выдохе)

ЗЗЗЗА — ДУГА
ЗЗЗЗА — БОТА
ЗЗЗЗА — МАШКА
ЗЗЗЗА — КУШКА
И все со щеточками, на хорошем выдохе.

Соблюдаем расстояние между зубками, равное ширине указательного пальца самого ребенка.
Губы в улыбке.
Язык как парус поднят вверх и произносит долгое ЗЗЗЗЗА
на бугорочках.

Так же помогаем ребенку щёточкой в момент произнесения долгого Ззззз
На А щётку вынимаем.

Позанимались этими словами и слогами. Видите, что уже получается хорошо, начинаем вводить лёгкие стихи.

КАЗЗЗЗА — ВАЙ
КАЗЗЗЗА — ВАЙ
КОГО ЛЮБИШЬ
ВЫБИ — ЗЗЗАЙ !

Обязательно говорим со щеткой где нужно конечно, и по слогам.

Следим за артикуляцией и на выдохе в нужном нам слоге, эмоционально.

Чтоб ребенку было с вами интересно и даже иногда весело.

Даём небольшие словосочетания.
Если есть Папа говорим:

ПАПА  НА   ЗЗЗЗА — БОТЕ
КОТ  НА  ЗЗЗА — БОДДД  ЗАЛЕЗ.

На многократном ЗЗЗЗА И БОДДД со щетками И Помним про усиленный выдох.

ЗЗЗЫБ -КА
ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ,

ЗЗЗЫБ -КЕ
ВЕСЕЛО
И — ГДДДАТЬ

ЗЗЗЫБ — КА
ЗЗЗЫБ — КА
ОЗАДДД — НИЦА
Я ХОЧУ ТЕБЯ
ПОЙМАТЬ.

ЗЗЗЫБ — КА СПИНКУ ИЗОГНУЛА,
КЗЗЗЗЗОШ — КУ
ХЛЕБНУЮ ВЗЯЛА.

ЗЗЗЫБ- КА
ХВОСТИКОМ МАХНУЛА,

ЗЗЗЫБ — КА
БЫС — ТДДДО
УПЛЫЛА!

В НУЖНЫХ СЛОГАХ СО ЩЕТОЧКАМИ.

В месте где в слове сразу два согласных рядом, у кого не получается или везде ддд,

Показываем саму букву Т.

Несколько раз ее произносим.

Ладошку держим на горлышке.

Видишь, горлышко при произнесении звуков ТТТ и

звука Т Спит. Не дрожит как при звонком звуке Д.

И просим изолированно произнести несколько раз сначала звук Т, ладошка ребенка на его горлышке. Потом Д.

Затем в слогах:

ТДДДА

ТДДДО

ТДДДЫ

ТДДДЭ

И затем в словах:

ТДДДАМ ПЛИН

ТДДАВ КА

ТДДДА — ВИНКА

ТДДДАН  СПОДДДДТ

ТДДДАМ  ВАЙ

ТДДДАМ ПЛИН

Если у ребенка не получается сразу

во всем тексте стихотворения произносить,

учитесь по частям произносить.

Сначало первое четверостишие, затем второе…

А если и так буксуете, то отрабатываем отдельно по нескольку раз каждое слово со звуком Р.

У каждого своя скорость в обучении.

Смотрим продолжение в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: