Постановка звука Рь — мягкого.

Всем приятного времяпровождения на моем сайте.

Сегодня буду рассказывать вам как хорошо развитому ребенку поставить Рь -мягкий.

Этот звук считают звуком позднего онтогенеза.

Но я утверждаю, если у ребенка в 2-3 года этот звук пошел горлом, его называют горловым,

То обязательно начинайте его коррекцию.

Неважно твердый это звук или мягкий.

Как правило, если твердый звук Р пошел горлом, то и мягкий пойдет также!

Звукопостановка Рь мягкого начинается с произнесения слогов

ГДИ ГДИ ГДИ ГДИ — БЫ (со щёточкой под кончиком языка, но одноразовое движение, быстрое и кратковременное)

Звук Рь — мягкий Одноударный!

Его удобно автоматизировать и ставить одновременно в слогах и словах.

Но важно знать и помнить, чтобы получить правильное Звукопроизношение у дошкольников

Важно правильно держать артикуляцию:

Губы в улыбке, рот произносит долго звук И, зубки сближены, расстояние между ними в 2 раза меньше, чем при звуке Р твердом.

Между зубами при постановке звука Рь мягкого расстояние между зубами меньше,

чем при поостановке Р твердого, почти в 2 раза меньше расстояние.

Поэтому мы меняем черенок (ручку от щетки) щёточки на  тонкую П образную ручку от чайной ложечки.

Понятно?

Берём чайную ложечку не так как чай помешать, а наоборот. И черенком ложечки правим язык в момент произнесения звука Рь мягкого в слогах и слогах.

Помним, что ребенка просим произносить Рь мягкий с заменой на определенные слоги.

 

ГДЕ   ГДЕ   ГДЕ  ГДЕН — КИ

Просим ребенка повторить слово несколько раз подряд.

Он повторяет. Слышит , что у него с ложечкой правильно звучит звук Рь мягкий и радуется!

Постепенно, если получится на раннем этапе, мы незаметно убираем ложечку. Но держим ее у подбородка уже, а не во рту.

А ребенка просим ещё и ещё повторить выученные, понравившееся ему слово.

Если не получается на раннем этапе убрать ложечки черенок, то стараемся на каждом упражнении чуть позже.

Продолжаем произносить Слоги ГДЕ и ГДЕН ,

помогаем ребенку П — образным черенком чайной ложечки из нержавейки.

ГДЕ   ГДЕ   ГДЕ  ГДЕЧ — КА

ДИК  — ДИК — ДИК   СУХА — ДИК

Аналогично, с чайной ложкой под языком и на усиленном выдохе в момент слогов со звуком Рь.

Ребенку старшей и подготовительной группы даём инструкцию:

Звук Рь -мягкий, мягкий как зелёная травка. И обозначать мы его будем светлозеленым цветом как первая весенняя травка.

Звуки Я Е Ю И Е —  ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ.

ЕСЛИ ОНИ СТОЯТ ПОСЛЕ ЗВУКА Р, ТО ОНИ ЕГО СМЯГЧАЮТ.

НАПРИМЕР:

БЫЛО ТВЕРДОЕ И СИЛЬНОЕ, ВИБРИРУЮЩЕЕ       РРРРРА ПРИБЕЖАЛ ЗВУК Я

СТАЛО  ОДНОУДАРНОЕ  РЯ

РРРРРО

……….РЁ

РРРРРУ

………РЮ

РРРРРЫ

……….РИ

РРРРРЭ

……….РЕ

АРРРРРР

……….АРЬ

ОРРРРРР

………ОРЬ

УРРРРРР

……….УРЬ

ЫРРРРРР

………..ИРЬ

РЬ — мягкий, в отличии от Р-твердого — одноударный звук.

И мы его стараемся сказать быстро, кратко, и тоже на усиленном выдохе. Но орать не надо!

Только в старшей ( к концу года) и  подготовительной группе даём детям понятие и различие мягких и твердых звуков.

Вводим обозначения твердых звуков синим цветом,

и пишем твердые звуки синими карандашами или фломастерами, если в альбоме.

А мягкие звуки обозначаем снизу зелёными кружками и пишем их зелёным цветом.

Вернемся к звукопроизношению звука Рь-мягкого.

Предлагаем ребенку повторять несколько одинаковых слогов, потом с этим слогом слово.

Там , где слог с Рь-мягким, конечно помогаем ложечкой под язычком у ребенка, помним что движение должно быть одномоментным, кратким и быстрым.

Звук Рь-мягкий одноударный и мы один раз быстро стараемся

провести под кончиком языка ребенка. Например:

ДИК — ДИК — ДИК  СУХА — ДИК

ДИК — ДИК — ДИК  ФОНА-  ДИК

ДИК — ДИК-  ДИК  СТА — ДИК

Имена девочек: Рь-Мягкий в прямом слоге.( Согласный — гласный: Ри, ре, ря, рю, ре)

ОГУ — ДЕЧИК Слог ДЕ на Выдохе!

А — ДИША

И — ДИША

А —  ДИНА

И — ДИНА

МА — ДИНА ( везде Ри = Ди со щёточкой под языком или с П -образным  черенком чайной ложки.)

ДВЕ — ДИ

ЗВЕ-  ДИ

О — ДЕШЕК

ЗВЕ — РЕК

ЗВЕ — ДЕНЫШ

ЧЕТЫ — ДЕ  ПАЛЬЧИКА

ЧЕТЫ — ДЕ  МАНДА — ДИНА

ЧЕТЫ- ДЕ.  КА — ДЕТЫ  В СКАЗКЕ

ПДИ — ЕХАЛИ

ПДИ — БЕЖАЛИ

ПРИМ — ЧАЛИСЬ  ЗА  НАМИ

ПДИ — СКАКАЛИ

ПДИ — ШИЛИ

ПДИ — ВЯЗАЛИ

ПРИ — КДДДДУТИЛИ  ( тут внимательнее, 2 звука Р в одном слове. Вначале мягкий в слоге ПРИ, Краткий! Затем  в слоге КРРРУ , Р-твердый вибрант!)

КДЕС — ЛО

ГДЯЗ — НО

ГДЯЗЬ

ПО — ДЯДОК НАВЕЛИ

ВСПОМНИМ  из стихов некоторые четверостишия:

ЕСЛИ ТЫ ПОДДДД — ВАЛ

………………………..ПО — ДДЯД

КНИЖЕЦУ И МЯЧИК,

ПДДДО ТАКОГО ГОВО — ДЯТ,

НЕХО — ЗЗЗЗЗОШИЙ МАЛЬЧИК.

***

ОТ ВО- ЗЗЗЗОНЫ КА — ЗЗЗЗАПУЗ

УБЕЖАЛ, ЗАОХАЛ…

ЭТОТ МАЛЬЧИК ПДДДДОСТО

ТДДДДУС ( не забываем, все со щеткой под язычком)

ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО.

***

ЭТОТ ХОТЬ И САМ СВЕДДДД — ШОК,

СПО — ДИТ С ГДДДДОЗ — НОЙ

ПТИЦЕЙ!

ХДДДДАБ — ЗЗЗЗЫЙ МАЛЬЧИК!

ХО — ЗЗЗОШО!

В ЖИЗНИ ПДИ — ГОДИТСЯ!

Помним, если нужно и где нужно, то помогаем ложечкой/щёточкой.

Чем-то одним , на ваш выбор, когда идут сразу оба звука в слове или в словах и словосочетаниях.

***

Стихи Агнии Львовны Барто тоже со звуками Р — Рь:

НАША ТАНЯ ГДДДДОМ -КО

ПЛАЧЕТ.

УЗЗЗЗО — НИЛА  В ДЕЧ — КУ

МЯЧИК.

ТИШЕ ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ!

НЕ УТОНЕТ В ЗЕЧ — КЕ МЯЧ!

***

МА- ТДДДДОССКАЯ ШАПКА,

ВЕ — ДЕВКА. ВЗЗЗЗУ — КЕ ( пишется отдельно — В РУКЕ, а произносим со щеткой во рту на Р-твердом и долгим: ВРРРРУ = ВЗЗЗЗУ — КЕ)

ТЯНУ Я КО — ЗЗЗЗЗАБЛИК

ПО БЫС -ТДДДДОЙ ЗЕ — КЕ

( научились так, даём сложнее, сразу все 3 согласных в одном слоге стрррррой = стддддой и со щёточкой под языком)

И СКАЧУТ ЛЯГУШКИ ЗА МНОЙ

ПО ПЯТАМ.

И ПДДДО — СЯТ МЕНЯ:

ПДДДДА — КАТИ КАПИТАН !

( В слове прррокати произносим как слышится, ПРРРАКАТИ = РДДДАКАТИ)

Если вы видите, что ребенку трудно произносить одновременно звуки Р твердый и Рь мягкий в словах стихотворений,

То сначала отрабатываем каждое слово или 2 слова из строки стихотворения,

Или вообще побольше времени сидим на отдельных слогах и словах сначала с одним Р -твердым только.

И потом только в слогах и словах с  Рь-мягким.

А затем, убедившись, что этот этап ребенок берет легко, идём далее, к фразам из стихов, к строкам,

Затем уже к четверостишиям с обоими звуками и Р твердый и Рь мягкий в словах.

Помним что у каждого ребенка свой возраст звукопостановка и свое время созревания и развития.

Все дети разные!

Я рассматриваю детей с нормальным своевременным развитием , без всяких диагнозов:

ЗПР — задержка психического развития, ЗРР — Задержка речевого развития и др. нарушений.

И всё равно я сторонница небольших перегрузок ребенка.

Считаю, лучше чуть-чуть передать, чем не додать!

Учимся ставить самостоятельно  Звукопроизношение своему ребенку!

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: