Всем приятного времяпровождения на моем сайте.
Сегодня буду рассказывать вам как хорошо развитому ребенку поставить Рь -мягкий.
Этот звук считают звуком позднего онтогенеза.
Но я утверждаю, если у ребенка в 2-3 года этот звук пошел горлом, его называют горловым,
То обязательно начинайте его коррекцию.
Неважно твердый это звук или мягкий.
Как правило, если твердый звук Р пошел горлом, то и мягкий пойдет также!
Звукопостановка Рь мягкого начинается с произнесения слогов
ГДИ ГДИ ГДИ ГДИ — БЫ (со щёточкой под кончиком языка, но одноразовое движение, быстрое и кратковременное)
Звук Рь — мягкий Одноударный!
Его удобно автоматизировать и ставить одновременно в слогах и словах.
Но важно знать и помнить, чтобы получить правильное Звукопроизношение у дошкольников
Важно правильно держать артикуляцию:
Губы в улыбке, рот произносит долго звук И, зубки сближены, расстояние между ними в 2 раза меньше, чем при звуке Р твердом.
Между зубами при постановке звука Рь мягкого расстояние между зубами меньше,
чем при поостановке Р твердого, почти в 2 раза меньше расстояние.
Поэтому мы меняем черенок (ручку от щетки) щёточки на тонкую П образную ручку от чайной ложечки.
Понятно?
Берём чайную ложечку не так как чай помешать, а наоборот. И черенком ложечки правим язык в момент произнесения звука Рь мягкого в слогах и слогах.
Помним, что ребенка просим произносить Рь мягкий с заменой на определенные слоги.
ГДЕ ГДЕ ГДЕ ГДЕН — КИ
Просим ребенка повторить слово несколько раз подряд.
Он повторяет. Слышит , что у него с ложечкой правильно звучит звук Рь мягкий и радуется!
Постепенно, если получится на раннем этапе, мы незаметно убираем ложечку. Но держим ее у подбородка уже, а не во рту.
А ребенка просим ещё и ещё повторить выученные, понравившееся ему слово.
Если не получается на раннем этапе убрать ложечки черенок, то стараемся на каждом упражнении чуть позже.
Продолжаем произносить Слоги ГДЕ и ГДЕН ,
помогаем ребенку П — образным черенком чайной ложечки из нержавейки.
ГДЕ ГДЕ ГДЕ ГДЕЧ — КА
ДИК — ДИК — ДИК СУХА — ДИК
Аналогично, с чайной ложкой под языком и на усиленном выдохе в момент слогов со звуком Рь.
Ребенку старшей и подготовительной группы даём инструкцию:
Звук Рь -мягкий, мягкий как зелёная травка. И обозначать мы его будем светлозеленым цветом как первая весенняя травка.
Звуки Я Е Ю И Е — ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ.
ЕСЛИ ОНИ СТОЯТ ПОСЛЕ ЗВУКА Р, ТО ОНИ ЕГО СМЯГЧАЮТ.
НАПРИМЕР:
БЫЛО ТВЕРДОЕ И СИЛЬНОЕ, ВИБРИРУЮЩЕЕ РРРРРА ПРИБЕЖАЛ ЗВУК Я
СТАЛО ОДНОУДАРНОЕ РЯ
РРРРРО
……….РЁ
РРРРРУ
………РЮ
РРРРРЫ
……….РИ
РРРРРЭ
……….РЕ
АРРРРРР
……….АРЬ
ОРРРРРР
………ОРЬ
УРРРРРР
……….УРЬ
ЫРРРРРР
………..ИРЬ
РЬ — мягкий, в отличии от Р-твердого — одноударный звук.
И мы его стараемся сказать быстро, кратко, и тоже на усиленном выдохе. Но орать не надо!
Только в старшей ( к концу года) и подготовительной группе даём детям понятие и различие мягких и твердых звуков.
Вводим обозначения твердых звуков синим цветом,
и пишем твердые звуки синими карандашами или фломастерами, если в альбоме.
А мягкие звуки обозначаем снизу зелёными кружками и пишем их зелёным цветом.
Вернемся к звукопроизношению звука Рь-мягкого.
Предлагаем ребенку повторять несколько одинаковых слогов, потом с этим слогом слово.
Там , где слог с Рь-мягким, конечно помогаем ложечкой под язычком у ребенка, помним что движение должно быть одномоментным, кратким и быстрым.
Звук Рь-мягкий одноударный и мы один раз быстро стараемся
провести под кончиком языка ребенка. Например:
ДИК — ДИК — ДИК СУХА — ДИК
ДИК — ДИК — ДИК ФОНА- ДИК
ДИК — ДИК- ДИК СТА — ДИК
Имена девочек: Рь-Мягкий в прямом слоге.( Согласный — гласный: Ри, ре, ря, рю, ре)
ОГУ — ДЕЧИК Слог ДЕ на Выдохе!
А — ДИША
И — ДИША
А — ДИНА
И — ДИНА
МА — ДИНА ( везде Ри = Ди со щёточкой под языком или с П -образным черенком чайной ложки.)
ДВЕ — ДИ
ЗВЕ- ДИ
О — ДЕШЕК
ЗВЕ — РЕК
ЗВЕ — ДЕНЫШ
ЧЕТЫ — ДЕ ПАЛЬЧИКА
ЧЕТЫ — ДЕ МАНДА — ДИНА
ЧЕТЫ- ДЕ. КА — ДЕТЫ В СКАЗКЕ
ПДИ — ЕХАЛИ
ПДИ — БЕЖАЛИ
ПРИМ — ЧАЛИСЬ ЗА НАМИ
ПДИ — СКАКАЛИ
ПДИ — ШИЛИ
ПДИ — ВЯЗАЛИ
ПРИ — КДДДДУТИЛИ ( тут внимательнее, 2 звука Р в одном слове. Вначале мягкий в слоге ПРИ, Краткий! Затем в слоге КРРРУ , Р-твердый вибрант!)
КДЕС — ЛО
ГДЯЗ — НО
ГДЯЗЬ
ПО — ДЯДОК НАВЕЛИ
ВСПОМНИМ из стихов некоторые четверостишия:
ЕСЛИ ТЫ ПОДДДД — ВАЛ
………………………..ПО — ДДЯД
КНИЖЕЦУ И МЯЧИК,
ПДДДО ТАКОГО ГОВО — ДЯТ,
НЕХО — ЗЗЗЗЗОШИЙ МАЛЬЧИК.
***
ОТ ВО- ЗЗЗЗОНЫ КА — ЗЗЗЗАПУЗ
УБЕЖАЛ, ЗАОХАЛ…
ЭТОТ МАЛЬЧИК ПДДДДОСТО
ТДДДДУС ( не забываем, все со щеткой под язычком)
ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО.
***
ЭТОТ ХОТЬ И САМ СВЕДДДД — ШОК,
СПО — ДИТ С ГДДДДОЗ — НОЙ
ПТИЦЕЙ!
ХДДДДАБ — ЗЗЗЗЫЙ МАЛЬЧИК!
ХО — ЗЗЗОШО!
В ЖИЗНИ ПДИ — ГОДИТСЯ!
Помним, если нужно и где нужно, то помогаем ложечкой/щёточкой.
Чем-то одним , на ваш выбор, когда идут сразу оба звука в слове или в словах и словосочетаниях.
***
Стихи Агнии Львовны Барто тоже со звуками Р — Рь:
НАША ТАНЯ ГДДДДОМ -КО
ПЛАЧЕТ.
УЗЗЗЗО — НИЛА В ДЕЧ — КУ
МЯЧИК.
ТИШЕ ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ!
НЕ УТОНЕТ В ЗЕЧ — КЕ МЯЧ!
***
МА- ТДДДДОССКАЯ ШАПКА,
ВЕ — ДЕВКА. ВЗЗЗЗУ — КЕ ( пишется отдельно — В РУКЕ, а произносим со щеткой во рту на Р-твердом и долгим: ВРРРРУ = ВЗЗЗЗУ — КЕ)
ТЯНУ Я КО — ЗЗЗЗЗАБЛИК
ПО БЫС -ТДДДДОЙ ЗЕ — КЕ
( научились так, даём сложнее, сразу все 3 согласных в одном слоге стрррррой = стддддой и со щёточкой под языком)
И СКАЧУТ ЛЯГУШКИ ЗА МНОЙ
ПО ПЯТАМ.
И ПДДДО — СЯТ МЕНЯ:
ПДДДДА — КАТИ КАПИТАН !
( В слове прррокати произносим как слышится, ПРРРАКАТИ = РДДДАКАТИ)
Если вы видите, что ребенку трудно произносить одновременно звуки Р твердый и Рь мягкий в словах стихотворений,
То сначала отрабатываем каждое слово или 2 слова из строки стихотворения,
Или вообще побольше времени сидим на отдельных слогах и словах сначала с одним Р -твердым только.
И потом только в слогах и словах с Рь-мягким.
А затем, убедившись, что этот этап ребенок берет легко, идём далее, к фразам из стихов, к строкам,
Затем уже к четверостишиям с обоими звуками и Р твердый и Рь мягкий в словах.
Помним что у каждого ребенка свой возраст звукопостановка и свое время созревания и развития.
Все дети разные!
Я рассматриваю детей с нормальным своевременным развитием , без всяких диагнозов:
ЗПР — задержка психического развития, ЗРР — Задержка речевого развития и др. нарушений.
И всё равно я сторонница небольших перегрузок ребенка.
Считаю, лучше чуть-чуть передать, чем не додать!
Учимся ставить самостоятельно Звукопроизношение своему ребенку!
Продолжение следует…