Постановка звука Р — твердого..

При постановке Р твердого

Ребенок держит рот открытым,  губы в улыбке, зубки видны, широкий язык поднят вверх.

Просим ребенка повторять на выдохе слоги:

ддда ддда ддда

дддэ дддэ дддэ

ддды ддды ддды

Там мы приучаем ребенка долгое время держать язык поднятым вверх, и стучать по альвеолам,

Ребенку говорим так:

Постучи языком быстро и долго по бугорочкам за верхними зубками как я.

Повторяю сама и обращаю внимания ребенка на себя:

Посмотри как у меня дрожит горлышко: ладошка ребенка на горле логопеда.

Чтобы так получалось, нужно сказать громко:

Ддда ддда ддда

И на сильном выдохе.

Посмотри какой сильный у меня ветерок дует изо рта,

В момент , когда я произношу

ддда ддда ддда.

Ребенок с удовольствием повторяет. Он старается.

Потому что до занятия я его предупредила,

Что буду ему ставить оценки

Как в школе, за его звукопроизношение.

Плохо — выдаю картинку черепахи с цифрой 2 на спине.

Терпимо — машина с цифрой 3 на крыше.

Хорошо — это самолёт с номером 4!

А кто очень постарается,

тому ракету с пятиконечной звездой, значит 5 — отлично!

Если у ребенка слегка укорочена уздечка, то слегка ее растягиваем.

Для растяжки подъязычной уздечки я использую черенок зубной щёточки ребенка.

Прошу маму или папу выдрать полностью ворс из детской зубной щетки.

Купить такую щеточку, чтобы она была прямой как шпатель у лора.

По ширине, приблизительно как указательный пальчик ребенка.

В общем прямая детская зубная щёточка.

И таких 2 штуки.

Одну ставлю между коренными зубками или чуть ближе.

Другой быстро делаю вибрацию справа налево

Под кончиком языка, в момент произнесения трехкратного ддда.

Это упражнение повторяем несколько раз по три ддда в ряд:

дда ддда ддда

И так несколько раз ( три или пять, сколько выдержит ребенок)

Не переусердствуйте!

Не заставляем несколько раз подряд ребенка делать очень глубокий вдох.

От этого у ребенка может даже закружится голова.

Должно получаться

дддА дддА дддА

На конечном звуке А в слоге дддА прошу открыть широко рот и сказать громко и кратко слог дддА.

В момент произношения этого слога стараюсь успеть

Щёточкой как бы быстро-быстро провести у ребенка под кончиком языка.

Сначала слышится что-то похожее на  ДРРРА, потом более похожее — проторное  ДРРРРРА

Позже, со временем выскакивает хорошее раскатистое  ДРРРРА.

Упражнения делаем обязательно со звуком Д.

Этот звук Д показывает язычку место,

Или домик, где живёт звук Ррррр.

но звук Р живёт чуть повыше, чем звук Д.

Аналогично учимся произносить слоги

ДДДДА.  ДДДДА  ДДДДЫ

точно также со щеточками во рту.

Одна между зубами, чтобы ребенок учился произносить этот звук с приоткрытым ртом.

Другой делаем вибрацию под кончиком языка.

Если слышите что недостаточно трёх звуков Д,

Можно учить ребенка на слогах, в которых четыре или пять звуков Д.

Если вы видите, что ребенок свободно и легко научился произносить эти слоги,

То даём ему уже разные варианты слогов и с разными гласными:

ДДДА  ДДДЭ  ДДДЫ

Далее уже берём разные варианты слогов с разными гласными ( берём пока только гласные А, Э, Ы ).

ДДДА ДДДЭ ДДДЭ

ДДДДДА ДДДЫ ДДДЫ

ДДДДЭ ДДДА ДДДА

ДДДЫ ДДДЭ ДДДЭ

ДДДДА ДДДЫ ДДДЭ

ДДДДА ДДДЭ ДДДЭ

ДДДДЭ ДДДДЫ ДДДЭ

И все это конечно, со щетками во рту:

одна между зубами, другой делаем вибрацию под кончиком языка.

Есть специальные медицинские зонды. Но многие дети их боятся и не любят.

Кроме зонда с шариком на конце. Этот зонд для звука Р — Рь.

Но у него не удобная ручка. Простая проволочка из нержавейки  1 мм.

Ее держать не удобно на мой взгляд, поэтому я нашла себе альтернативу:

детские пластмассовые щёточки без ворса и

иногда пользуюсь чайной ложечкой с П-образным черенком из нержавейки.

Хотя, мне точь-в-точь изготовили на авиационном заводе 2 комплекта таких же зондов из медицинской стали.

Продолжение смотрите в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: