При постановке Р твердого
Ребенок держит рот открытым, губы в улыбке, зубки видны, широкий язык поднят вверх.
Просим ребенка повторять на выдохе слоги:
ддда ддда ддда
дддэ дддэ дддэ
ддды ддды ддды
Там мы приучаем ребенка долгое время держать язык поднятым вверх, и стучать по альвеолам,
Ребенку говорим так:
Постучи языком быстро и долго по бугорочкам за верхними зубками как я.
Повторяю сама и обращаю внимания ребенка на себя:
Посмотри как у меня дрожит горлышко: ладошка ребенка на горле логопеда.
Чтобы так получалось, нужно сказать громко:
Ддда ддда ддда
И на сильном выдохе.
Посмотри какой сильный у меня ветерок дует изо рта,
В момент , когда я произношу
ддда ддда ддда.
Ребенок с удовольствием повторяет. Он старается.
Потому что до занятия я его предупредила,
Что буду ему ставить оценки
Как в школе, за его звукопроизношение.
Плохо — выдаю картинку черепахи с цифрой 2 на спине.
Терпимо — машина с цифрой 3 на крыше.
Хорошо — это самолёт с номером 4!
А кто очень постарается,
тому ракету с пятиконечной звездой, значит 5 — отлично!
Если у ребенка слегка укорочена уздечка, то слегка ее растягиваем.
Для растяжки подъязычной уздечки я использую черенок зубной щёточки ребенка.
Прошу маму или папу выдрать полностью ворс из детской зубной щетки.
Купить такую щеточку, чтобы она была прямой как шпатель у лора.
По ширине, приблизительно как указательный пальчик ребенка.
В общем прямая детская зубная щёточка.
И таких 2 штуки.
Одну ставлю между коренными зубками или чуть ближе.
Другой быстро делаю вибрацию справа налево
Под кончиком языка, в момент произнесения трехкратного ддда.
Это упражнение повторяем несколько раз по три ддда в ряд:
дда ддда ддда
И так несколько раз ( три или пять, сколько выдержит ребенок)
Не переусердствуйте!
Не заставляем несколько раз подряд ребенка делать очень глубокий вдох.
От этого у ребенка может даже закружится голова.
Должно получаться
дддА дддА дддА
На конечном звуке А в слоге дддА прошу открыть широко рот и сказать громко и кратко слог дддА.
В момент произношения этого слога стараюсь успеть
Щёточкой как бы быстро-быстро провести у ребенка под кончиком языка.
Сначала слышится что-то похожее на ДРРРА, потом более похожее — проторное ДРРРРРА
Позже, со временем выскакивает хорошее раскатистое ДРРРРА.
Упражнения делаем обязательно со звуком Д.
Этот звук Д показывает язычку место,
Или домик, где живёт звук Ррррр.
но звук Р живёт чуть повыше, чем звук Д.
Аналогично учимся произносить слоги
ДДДДА. ДДДДА ДДДДЫ
точно также со щеточками во рту.
Одна между зубами, чтобы ребенок учился произносить этот звук с приоткрытым ртом.
Другой делаем вибрацию под кончиком языка.
Если слышите что недостаточно трёх звуков Д,
Можно учить ребенка на слогах, в которых четыре или пять звуков Д.
Если вы видите, что ребенок свободно и легко научился произносить эти слоги,
То даём ему уже разные варианты слогов и с разными гласными:
ДДДА ДДДЭ ДДДЫ
Далее уже берём разные варианты слогов с разными гласными ( берём пока только гласные А, Э, Ы ).
ДДДА ДДДЭ ДДДЭ
ДДДДДА ДДДЫ ДДДЫ
ДДДДЭ ДДДА ДДДА
ДДДЫ ДДДЭ ДДДЭ
ДДДДА ДДДЫ ДДДЭ
ДДДДА ДДДЭ ДДДЭ
ДДДДЭ ДДДДЫ ДДДЭ
И все это конечно, со щетками во рту:
одна между зубами, другой делаем вибрацию под кончиком языка.
Есть специальные медицинские зонды. Но многие дети их боятся и не любят.
Кроме зонда с шариком на конце. Этот зонд для звука Р — Рь.
Но у него не удобная ручка. Простая проволочка из нержавейки 1 мм.
Ее держать не удобно на мой взгляд, поэтому я нашла себе альтернативу:
детские пластмассовые щёточки без ворса и
иногда пользуюсь чайной ложечкой с П-образным черенком из нержавейки.
Хотя, мне точь-в-точь изготовили на авиационном заводе 2 комплекта таких же зондов из медицинской стали.
Продолжение смотрите в следующей статье.